photo_collector (photo_collector) wrote,
photo_collector
photo_collector

Categories:

Мотоциклетные батальоны КА и Пахомов Максим Иванович

Сегодня нашел последнего из трех командиров отдельных мотоциклетных батальонов РККА довоенного формирования и по этому поводу напомню, что это такое. Этот материал был раньше на мехкорпусах.

До конца 1939 г. Красная Армия не имела крупных мотоциклетных частей. Мотоциклы в ней, конечно, были, но надо сказать, в отличие от Западной Европы мотоцикл в СССР являлся скорее экзотикой, так мало их было. Даже армия, которая находилась в отношении снабжения техникой в привилегированном положении, не могла похвастаться большим их количеством. Так, например, в феврале 1936 г. в 14 военных округах было всего 1607 мотоциклов, при этом в СибВО было их 2, а в УрВО - целых 5. Не лучше дело обстояло и с мотоциклетными подразделениями. Эти формирования, носили ограниченный характер, так как создававшиеся структуры были лишь небольшими подразделениями в составе разведывательных частей, частей связи и др.
Характерный пример отношения к мотоциклетным частям в то время можно найти в замечаниях по материалам офицеров рейхсвера начальника 3-го отдела 2-го управления Штаба РККА Малошицкого: "В этих материалах фигурируют мотоциклетные части. Эти мотоциклетные части, между прочим, культивируются также японцами.
Очевидно, что мотоциклы надо внедрять в армию, однако не ясно с какой цель создаются из них батальоны. Для наших условий - это несерьезная затея."
Все изменилось в 1939 г., после того, как немцы показали в Польше пример удачных действий мотоциклетных частей. При этом не учитывался совершенно тот факт, что в Европе в то время был мотоциклетный бум, что только германская армия и только с 1934 по 1940 г. получила 123249 мотоциклов, а в РККА их и к началу войны было всего 16918 штук, включая "антикварные" образцы, давно снятые с производства. Но вдохновленное немецким опытом командование Красной Армии решило создать подобные части и у нас.
Впервые 4 мотоциклетных батальона, намечающихся к формированию, упоминаются в докладе НКО от 23.10.1939 г. Предлагалось сформировать в танковых войсках четыре мотоциклетных батальона по 600 человек.
Они же (4 мотоциклетных батальона по 600 человек в танковых войсках) упоминаются в докладе Наркома Обороны СССР маршала Ворошилова в Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15 ноября 1939 г. по итогам работы комиссии Кулика.
Постановлением ГВС от 21.11.39 г. в составе танковых войск предписывается сформировать 4 отдельных мотоциклетных батальона численностью в мирное время по 600 человек каждый, по одному в Москве, Ленинграде, Минске и Киеве.
Однако в преддверии ноябрьского парада Военный совет МВО получил директиву Начальника Генштаба РККА № 4/3/49427 от 9.10.39 г., в которой предписывалось к 18 октября сформировать 1-й мотоциклетный батальон согласно временному штату № 32/940-А. Такая спешка была вызвана намеченным участием батальона в традиционном параде на Красной площади 7 ноября. Батальону были переданы все мотоциклы, выделенные АБТУ РККА для парада.
Начавшаяся советско-финляндская война отложила проведение многих оргмероприятий, в том числе и по мотоциклетным частям. Воплощено в жизнь полностью это решение было только в феврале 1940 г., когда были сформированы остальные два мотоциклетных батальона. Директивами НКО от 7 февраля 1940 г. в БОВО формировался 3-й отдельный мотоциклетный батальон (г.Минск), идентичный батальон с номер 2 создавался и в КОВО (к лету 1940 г. – г.Бердичев). Оба батальона содержались по штатам № 32/940-Б, в Московском военном округе к этому время уже существовал 1-й мотоциклетный батальон (г.Наро-Фоминск) по штату № 32/940-А.
Таким образом, вопреки планам 1939 г. было сформировано не четыре батальона, а только три, причем не в танковых, а в стрелковых войсках, и штатная численность их была меньше. По штату № 32/940 литер "Б" батальон имел 562 человека личного состава, 461 мотоцикл, 22 автомашины и 458 пулеметов.
Батальоны находились непосредственно в подчинении командующих войсками округов, а в военное время должны были подчинены командующим фронтами. Воспринимались они как экспериментальные подвижные пулеметные части (90,7 % мотоциклов в батальоне вооружались пулеметами), которые еще только должны были "получить в дальнейшем большое развитие".
В июле 1940 г. все три батальона обращены на укомплектование мотоциклетных полков формировавшихся механизированных корпусов МВО, КОВО и ЗапОВО.
Командовали отдельными мотоциклетными батальонами КА:
1-м - капитан Пахомов Максим Иванович (с июля 1940 г. - заместитель командира 9-го мцп);
2-м - капитан Беличев Михаил Дмитриевич (с июля 1940 г. - командир батальона 3-го мцп, а после упразднения батальонного звена в мцп - начальник штаба 23-го мцп 22-го мк);
3-м - майор Баутин Андрей Федорович (с июля 1940 г. - командир 4-го атб 4-й тд).
Фотографией командира 1-го отдельного мотоциклетного батальона МВО Пахомова Максима Ивановича я располагаю и привожу ниже.
Сделана она, правда, лет через 15 после вышеописываемых событий, когда Пахомов уже стал генерал-майором танковых войск (звание присвоено 3.08.53 г.). Снимки же Беличева и Баутина можно найти на сайте "Память народа".


.
.
Tags: генералы, мотоциклы, советские танкисты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments