photo_collector (photo_collector) wrote,
photo_collector
photo_collector

Об интересном и увлекательном

Может возникнуть вопрос, а зачем вообще заниматься старой фотографией, за которую я тут так ратую. Оставим в стороне такие явно не для всех подходящие причины, как изучение с помощью фото, как исторического источника, тех или иных областей: военного и гражданского костюма, техники, архитектуры и прочего. Научная работа все-таки привлекает не всех.
Но что точно может быть интересно любому, так это атрибутирование фотографий. Порой процесс настолько увлекателен, что сродни хорошему классическому детективу (книге), с его головоломными загадками, только в роли детектива (человека), их распутывающего выступаешь ты сам.
Понятно, что как и в любом другом деле, необходимо сначала набраться некоторого базового опыта. Если, например занимаешься военным фото, как минимум, изучить азы униформы, знаков различия, наградной системы.
Обратная сторона медали – почти каждый раз кропотливый труд по поиску информации, перебору бесконечных вариантов, проверка догадок и т.п. Впрочем, от самого этого процесса поиска тоже получается удовольствие и удовлетворение в конце будет больше, если потратил на поиск больше сил. Если ты просто знаешь ответ, это конечно круто, кто спорит. И труд огромный проделан по увеличению собственных скилов. Но не очень интересно – процесса поиска разгадки-то нет.
Далее пара кейсов о том, что решение загадки, кто и что изображено на фотографии, - это долгий и трудный, но очень увлекательный процесс. По крайней мере, для меня точно увлекательный (спойлер: в процессе одного чуть не сошел с ума).


На одном из форумов (ссылка на обсуждение будет ниже) опубликовали кадры из киножурнала, рассказывающего о погрузке на железнодорожные платформы некой танковой части.
На некоторых кадрах мелькали генерал-майор и подполковник. В идеале задача стояла такая – понять, кто они такие, ну и заодно, с помощью них определить, что за часть снимали и где.

Генерал и подполковник


Идеальный план, правда, не сработал. Генерала я определил довольно быстро. Это был генерал-майор танковых войск Петр Васильевич Котов.

===================================================================
Лайфхак № 1
Для работы с исторической фотографией полезно собирать фотобазу исторических лиц. Моя личная база фотографий командиров танкистов 1930-1940-х годов на момент написания заметки насчитывает уже более 2,5 тысяч персоналий. А генералы танковых войск так и вообще практически все имеются.
А если, например, заниматься атрибутированием фото битой советской бронетехники (популярное нынче направление), то не помешают справочники по культовым сооружениям и старые фотографии/открытки городов, где прокатилась война. Ну чтобы было с чем сравнивать, не перерывая весь интернет.
===================================================================

Где же был генерал-майор танковых войск Котов Петр Васильевич в ... А когда, кстати, все это происходило? Надо думать...
Вот он процесс разгадывания головоломки!
Снега нигде уже нет, но нет и листвы на деревьях. Еще холодно – люди ходят в шинелях, но уже по летней форме одежды, так как на них летние головные уборы – фуражки. А шинель можно носить и при летней форме, если холодно. То есть, по этим признакам наиболее вероятным временем съемки будет период апреля-мая 1942 года. 42-го – потому что кино 1942 года.
И тут первый облом – биография генерала Котова никак нам в вопросе атрибутирования не может и не хочет. Он в это время состоял в распоряжении начальника Главного автобронетанкового управления Красной Армии и, видимо, в момент съемки инспектировал отправляющуюся на фронт часть.
Расследование затормозилось, но на то мы и гениальные детективы, чтобы обращать внимание на всякие мелкие и незаметные подсказки. На нескольких кадрах видна некая кирпичная конструкция в виде башни около того места, где грузятся танки.

Кирпичная конструкция


ОК, мы пойдем другим путем. Раз нельзя зайти со стороны персоналий (подполковник с ходу тоже не опознался), попробуем определить эту конструкцию.
Оцените, как разнообразны наши поиски. Еще вчера мы искали танкового генерала, сегодня уже кирпичные башни, а завтра что? Если понадобится, завтра будем считать танки на платформах и сравнивать с реальным количеством техники в бригадах в апреле-мае 1942 года, а что делать.
Вот тут я допустил самую, наверно, главную ошибку в этом расследовании. Да, от ошибок мы, гениальные детективы, тоже не застрахованы. Главное – не хвататься за версию, как за единственно верную, даже если сначала кажется, что вот он успех. Ну это вам в любой детективной книжке расскажут.
Я же сделал глупую логическую ошибку – решил, что раз танки грузятся на какой-то станции, то видневшаяся вдали башенка – это архитектурный элемент вокзала.
Чтобы не пересматривать все вокзалы на территории СССР, пришлось составить список только тех, где формировались и переформировывались танковые бригады, отправившиеся в апреле-мае 1942 года куда-то по железной дороге. Таких, кстати, оказалось очень много, это как раз тот самый период, когда согласно постановлению ГКО СССР от 16 февраля 1942 года № 1295-сс шло активное формирование 120 новых танковых бригад.
Есть от чего приуныть. Количество пустой породы, которую придется перекидать, чтобы найти золотую крупинку, велико. А пропустишь хоть один город и вся теория может развалиться. Чтобы со 100%-ной уверенностью отбросить версию, ее надо отработать полностью.
Начался долгий и нудный перебор всех вариантов. Первая бригада... Сформирована в городе N... Отправлена в апреле по железной дороге. Подходит. Фотография вокзала... Не оно, минус в табличке. Вторая бригада. Сформирована... Отправлена... Не подходит... Последняя бригада...
Дааа, с этой идеей о вокзале мы зашли в тупик. Ни один вокзал ни одного города, откуда в эти два весенних месяца отправлялись танковые бригады, судя по всему, не имел таких архитектурных излишеств.
Приходится эту версию отбросить, как отработанную и не давшую результата. Неделя ушла впустую, никакого золота в породе не оказалось. Но мы не отчаиваемся и ищем дальше.
Раз это не вокзал, то что? Что во время механизмов, приводимых в движение паром, было на любой станции? Ну конечно же, водонапорная башня! Но такая вычурная (из-за вычурности сразу и не догадались о предназначении объекта)? Так в Москве же, подсказывает нам интернет, тут и не такое видали! Это специальный проект был, застроить московскую окружную железную дорогу такими типовыми сооружениями. Две такие башни даже сохранились до наших дней (в депо имени Ильича около Белорусского вокзала и в Лихоборах).

Одна из сохранившихся до наших дней башен


После того, как стало ясно, что снимали кино в Москве, начались споры, где именно, Белорусский это вокзал или что-то еще.
Вообще говоря, о Москве и надо было думать в первую очередь! Зачем кинооператору тащиться в Горький или Владимир, когда тут под боком десяток бригад готовится или уже отправляется.
Оператору, конечно было проще, он-то знал, а вот нам бы еще понять, что за бригада. Пригодился тот самый список, который ранее составлял по всем бригадам и городам. Выкинул все, что не имеет отношения к Москве и остается девять танковых бригад. Хоть не 120, с которых начинали, это не считая старых на переформировании.
Одно из допущений заключалось в том, что подполковник на выкадровках – это командир грузимой бригады. Для чина из ГАБТУ КА он слишком уж затрапезно одет – в полевую шинель на крючках, защитные знаки различия имеет, человек явно едет на фронт.
Сходу среди командиров этих девяти бригад не нашелся похожий на нашего подполковника, но по некоторым в списке командиров были лакуны за этот, предполагаемый нами период. И именно такого, отсутствовавшего в официальном справочнике танковых комбригов подсказали на форуме. Мол, вроде 33-й танковой бригадой (из те девяти "московских") командовал подполковник Вязников.
Открываем его фотографию, а она у меня, к счастью, была, - явное портретное сходство не оставляет места для сомнений, в хронике запечатлен Кузьма Иольевич Вязников, на тот момент подполковник и командир 33-й танковой бригады, отправляющейся с 25 апреля 1942 года на Северо-Западный фронт из Москвы по железной дороге.

Вязников Кузьма Иольевич, погиб на фронте 21 марта 1945 года


Пока решали вопрос с бригадой и ее командиром, любознательные коллеги по фрагментам строений смогли даже определить станцию, с которой происходит отправка, - это Красная Пресня (Пресня).
А вот ссылка на всю тему - http://forum.tankfront.ru/viewtopic.php?f=75&t=397&hilit=Котов&start=0
Конечно, я привел историю со счастливым финалом. Все ответы на все вопросы нашим коллективным разумом даны. Опознали и генерала, и подполковника – командира бригады, разобрались и что за бригада, и где и когда снимали про нее кинохронику.
Не всегда удается разгадать все загадки, связанные с фотографией, так даже чаще и бывает, многие из них лежат и ждут своего счастливого часа годами. Но я сейчас про то, каким интересным бывает поиск, какой азарт может возникать в процессе и как он может затянуть, позабудешь про сон и еду. Может быть, результат и яйца выеденного не стоит, но лично я испытываю от поисков и от таких решенных задач большое удовлетворение (военно-исторический фотоатрибутационный оргазм, хехе).


И второй кейс, уже решенный лично мной, простенький, но тоже занятный и имеющий некоторые характерные для многих поисков черты.
На форуме, на этот раз другом, был показан ряд фотографий выпуска офицеров из военного училища автомобильного профиля. Это то, что на жаргоне именуется «виньеткой», хотя буквально, само фото, конечно, никакой виньеткой не является.

Пара фотографий из упомянутой темы, да не рассердится владелец на использование




Ни на одной из фотографий никаких намеков на наименование ВУЗа и дату выпуска не было.
Период можно было определить по тому, что офицеры были одеты в парадные мундиры образца 1955 года. Значит, это вторая половина 1950-х годов, недолго ее носили, в 1958 году уже вышли новые правила ношения с совершенно иным обмундированием. Вот тут нам, наконец, пригодились и знания о советской военной форме одежды.
Список военных автомобильных училищ СА в послевоенный период весь известен, в немалой степени, благодаря трудам Вашего покорного слуги. Это:
1-е военно-автомобильное училище – Рязань;
2-е военно-автомобильное училище – Орджоникидзе /Дзауджикау/;
3-е военно-автомобильное училище – Ромны, иногда называли Сумы, затем с 1958 года Уссурийск;
4-е военно-автомобильное училище – Калинковичи;
автотракторное училище артиллерии, затем Челябинское автомобильное училище.
А надо сказать, на "наших" фото в декоративных целях кроме фотографий самих выпускников и автотранспортной техники были и снимки всяких зданий, памятников, фонтанов и т.п. Первоначальный беглый поиск по достопримечательностям вышеуказанных городов результата не дал, но это была лишь разведка боем.
Пришлось поднять свою коллекцию фотографий курсантов-автомобилистов. Нашелся выпускной альбом 2-го (Орджоникидзевского) ВАУ 1960 года, довольно близко стоящего к искомому периоду. В нем использовались фотографии совершенно других мест. Даже фонтан был, но тоже другой. 2-е ВАУ можно было сразу вычеркивать. Но больше ничего путного с архитектурой у меня в коллекции не нашлось и работу с этой стороны пришлось прекратить.
Самым многообещающим, конечно, виделся поиск в интернете зданий, чьи снимки использовались в коллажах. Особенно некоего типового советского театра, музея или дома Советской Армии с шестью колоннами.
Идем в интернет, открываем в браузере поисковик. "Достопримечательности Рязани", "Достопримечательности Ромны", "Достопримечательности Сумы"... Да что же такое!? На всякий случай "Достопримечательности Орджоникидзе" и "Достопримечательности Дзауджикау". И так нет!?
Интернет-страницы училищ, по кому есть, Челябинск, Рязань и Уссурийск точно в том или ином виде имеются. Опять нет ничего похожего!
Хорошо, меняем тактику. Фамилии есть выпускников! Ищем уже фамилии. Одного нет, второго нет, третьего нет. Вот один нашелся, командир взвода в Уссурийском автомобильном училище, но черт его знает, откуда его туда занесло. На всякий случай еще раз просматриваю результаты поиска "Уссурийское автомобильное училище", ну не оно это. Не оно.
А фамилии-то редкие, ну как тут не опустить руки. Кстати, отмечаем про себя, фамилии-то больше украинские, ну явно Ромны-Сумы. Опять поиск "автомобильное училище Ромны", "автомобильное училище Сумы", опять звенящая пустота.Еще одна ложная улика в нашем детективе.
Нет, мы так просто не сдадимся. "Рязань старые фото", "Уссурийск старые фото", "Сумы старые фото"...
В Калинковичах вообще ничего похожего не было, деревня деревней. Ромны чуть побольше, но тоже пусто.
В Челябинске находится похожий театр, но колонн восемь и облик немного другой. Но что это?! Он перестраивался и колонн раньше было шесть! Сердце учащенно забилось, но и тут облом, нашлось фото до перестройки, ничего общего, даже колонны квадратные.
Черт с ним, с этим театром, изучаем улицы, может где похожее здание на углу стоит. Тоже нет.
На Н-ский раз вглядывания в фотографии замечаю памятник оленям в парке. "Олени в парке Уссурийск", "Олени в парке Челябинск"... Тоже нет? Кто бы сомневался.
Фонтан же! "Фонтан Сумы", "Фонтан Ромны", "Фонтан Иркутск"... Тьфу, черт, зачем нам Иркутск, умом тронешься от такого интересного и увлекательного поиска, который не приносит никакого результата и, главное, совершенно непонятно, почему.
Тут мне и пришла в голову мысль, которая потом в итоге и вывела на правильный путь. А что если это вовсе и не эти училища? Может быть, мы просто не все знаем? Может быть, в структуре МВД-КГБ был какой-то автомобильный ВУЗ? Нет такого.
Хорошо, а как насчет дорожного? Ведь в 1955 году собственную эмблему дорожников отменили и дали им автомобильную, это как раз наш период. Но специальных дорожных училищ в тот период, если верить интернету, не было. Ерунда какая-то, у меня же была когда-то послевоенная групповая фотография курсантов дорожного училища МВД. Снимка, правда, не осталось, но было же. Интернет со мной не согласен. Ты путаешь, говорит, не было никаких дорожных училищ МВД.
Ну с эрудицией этих ваших интернетов мы знакомы, чего они только не знают. Не знают, в смысле. Не вывали я в свое время кучу материала по танковым войскам, и того меньше знали бы. Впрочем, это к делу не относится. Все же вряд ли дорожное, даже если они и были – все-таки специфика на фото не их. Нет строительства и обслуживания дорог, нет специальной техники, просто автомашины и гусеничные транспортеры.
Но где-то уже давно зреет мысль, да тот ли вообще город-то на фото. Почему нет ни одного совпадения ни с Ромнами, ни с Сумами, ни с Калинковичами, ни с Рязанью, ни с Уссурийском, ни с Челябинском, наконец? Надо искать просто так. Как, пока не очень понятно, но опускать руки, когда потрачено уже столько человекочасов, просто стыдно.
"Городской парк олени фонтан". Да, прямо вот так, без города. Сотни фотографий и опять ничего похожего.
"Театр Советской Армии"... "Областной театр шесть колонн фронтон со скульптурами"... Наверно я все-таки не умею формулировать правильно запросы, одну Древнюю Грецию выдает в результатах.
"Областной театр"... Бииииингоооооооо!!!
Наверно так плясал под луной Богданыч, когда сделал свое знаменитое "открытие". А на часах уже, действительно, почти час ночи и луна давно заглядывает в окно, заинтересовавшись, почему это я пою песни в столь поздний час.
Ну как же, я тоже сделал великое открытие, Гомель же на фотографиях! Это Гомельской областной театр. Как же все было просто на самом-то деле.

Гомельский областной театр


Курсантам 4-го военно-автомобильного училища в свое время не очень повезло. Калинковичи, в которых разместилось после войны училище, не очень большой населенный пункт и достопримечательностей там просто нет. Не лепить же на фото коровники и прочий поселковый антураж. Мозырь рядом тоже не бог весть что. А в 126 километрах, между прочим, областной центр, театры, музеи, знаменитый парк с дворцом Паскевичей и т.п. Понятно, почему на виньетках виды Гомеля, а из Калинковичей только училищные «коробки».

Между прочим, уложился в один вечер. Хотя мозг чуть не сломал.
А вот и сама тема на форуме - http://www.forum.antique-photos.com/topic/4880-выпускники-4-го-военного-автомобильного-училищ/page__fromsearch__1



.
.
Tags: атрибутирование фотографий, генералы, курсанты, памятники, танковые войска, униформа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment