Category: ссср

Category was added automatically. Read all entries about "ссср".

Верхний пост. Мои публикации

1. Дриг Е.Ф. Сталинские танкисты. Организация войск, прохождение службы, униформа. - М.: Фонд "Русские Витязи", 2020.



Рецензии, отзывы, комментарии:
https://ioncore.livejournal.com/64832.html
https://yuripasholok.livejournal.com/12879369.html
https://www.livelib.ru/history/post/58990-stalinskie-tankisty-ot-evgeniya-driga
Совершенно шикарный комментарий найден тут: https://www.diary.ru/~EricMackay/p219663133.htm - "Этой книги не будет в научном и любительском обороте"


2. Дриг Е.Ф. Войска Семена Михайловича. История организационного строительства стратегической конницы РККА. - М.: Фонд "Русские Витязи", 2019.

Дриг Войска Семена Михайловича.jpg

Рецензии, отзывы, комментарии:
https://paul-atrydes.livejournal.com/158699.html
https://www.livelib.ru/history/post/41161-strategicheskaya-konnitsa-rkka-ot-evgeniya-driga
https://vif2ne.org/rkka/forum/0/co/123577.htm
https://ioncore.livejournal.com/48334.html
https://eugen-pinak.livejournal.com/18979.html

Collapse )
.
.

Пулеметчики

Еще одна фотография с пулеметными эмблемами приехала.
Интересность ее, во-первых, в том, что очень четко виден пулемет (второго типа). Во-вторых, это не армия, а войска ОГПУ.



Выкадровка


.
.

Кулик Кирилл Панкратьевич, дивизионный комиссар

Кулик Кирилл Панкратьевич.



Полковой комиссар, с 31.01.40 г. бригадный комиссар, с 7.10.42 г. дивизионный комиссар, с 6.12.42 г. генерал-майор, с 29.05.45 г. генерал-лейтенант.
В Красной Армии с 1926 г. В межвоенный период начальник клуба 30-го кавалерийского полка 5-й кавалерийской дивизии (1934-1935), военный комиссар 3-го танкового батальона 8-й механизированной бригады (с 1935), врид военкома 8-й механизированной бригады, военком 3-й механизированной бригады (с 1938), военком 20-й тяжелой танковой бригады (1939-1940). Участник советско-финляндской войны, 15.01.40 г. награжден орденом Красного Знамени. С 3.06.40 г. заместитель по политической части командира 1-й танковой дивизии ЛВО.
В годы ВОВ военком 123-й танковой бригады (1941), начальник политотдела 55-й армии (1941-1942), начальник политуправления Ленинградского фронта (1942-1943), член военного совета 40-й армии (1943-1945).
.
.

Младший техник-лейтенант

Вспомнил я про эту тему, читая свежий (91) номер журнала "Старый Цейхгауз", а именно статью Алексея Шевелькова "Униформа органов и войск НКВД СССР. 1941-1943". Пока вышла только первая часть.
Уже написал, но еще раз повторюсь. Must have - для всех, кто интересуется отечественной униформологией! Программная вещь, на которую будут ссылаться еще долгие годы!
Так вот там обсуждался вопрос о звании "младший сержант государственной безопасности", которого вроде как не было, но между тем оно упоминается в документах.
И вот фотография. Датирована 9 июля 1945 года. Тупицына Лариса Александровна. Ульяновское гвардейское танковое училище. Звание - младший техник-лейтенант.



Казалось бы, ничего необычного. Мало ли женщин служило в танковых войсках. Но звание!
А кто и когда установил для начальствующего состава (офицеров) БТМВ КА звание "младший техник-лейтенант"?
Впервые официально оно упоминается для всей КА в Уставе внутренней службы 1946 года. До этого постановлением ГКО СССР 4 февраля 1943 г. звание "младший техник-лейтенант" было установлено для инженерно-технического состава войск связи, инженерных, химических, железнодорожных, топографических войск. Очевидно, что АБТВ, а равно и артиллерия с ВВС к ним не относились.
До марта 1942 г. в АБТВ КА существовали звания младший воентехник и воентехник 2 ранга (один и два квадрата).
Постановлением ГКО СССР № 1408 от 7 марта 1942 г., объявленным приказом НКО СССР № 71 от 8 марта 1942 г. была установлена новая линейка званий инженерно-технического состава АБТВ КА с присвоением знаков различия, аналогичных комсоставовским. Младшим званием оказалось "техник-лейтенант" (два квадрата). Звание "младший техник-лейтенант" не устанавливалось. Не знаю, что это, ошибка или осмысленное действие, но в постановлении такого звания нет.
И все-таки в реальности оно было, тому есть множество свидетельств. Да вот хотя бы это фото.
.
.

Ветераны-танкисты

Попал в руки небольшой архив ветеранов танковых войск, в том числе довольно известных и заслуженных товарищей. Фотографии в основном не подписаны, дат нет, по форме 1960-е годы. Даю не все, так как довольно однообразно.

На многих фотографиях присутствует генерал-лейтенант танковых войск Кривошеин Семен Моисеевич.
На этом групповом снимке марша ветеранов в каком-то неизвестном мне городе он в центре.




Генерал-лейтенант танковых войск Кривошеин Семен Моисеевич и генерал-лейтенант танковых войск Дремов Иван Федорович. Оба Герои Советского Союза.




Снова Кривошеин с владельцем архива (единственное подписанное фото).




Трое Героев Советского Союза, все неизвестны. Справа полковник похож на Рафтопулло.


.
.

Повседневное обмундирование казачьих частей

Многие в курсе, что когда Сталин реабилитировал казачество, были организованы в РККА псевдоказачьи соединения и части и для них установлена форма одежды, включающая традиционные элементы - черкеску, бешмет, папаху и т.п. Есть она и у любимого всеми Харитонова, и на сайте Вадима Воскобойникова
Однако мало, кто знает, что это была лишь парадная форма.
Для повседневной носки были разработаны специальные образцы рубах для начсостава и красноармейцев, которые отличались от армейских стоячим воротником с окантовкой и хорошо видным элементом - двойным кантом на планке. Манжеты комначсоставовских рубах тоже окантовывались.
Иногда такие рубахи встречаются на фотографиях. Один из таких снимков демонстрирую. Он подписан неким Герасимом Андреевичем "в дни борьбы с белополяками".


.
.

Фантастические удостоверения

В 112-м номере "Петербургского коллекционера" (№ 3 за 2019 г.) вышла статья Сергея Горянского "С подписью Л.Берии..." о современных подделках документов, в первую очередь удостоверений, для продажи коллекционерам.
Автор указывает множество признаков подделки - и несоответствие наименования организаций, и заполнений одной рукой современной ручкой, и идеальное состояние бумажных вклеек и т.д. и т.п.
Но об одном признаке он ничего не сказал, но для тех, кто в теме, документы выглядят просто смешными.
Для "фуфлоделия" используются фотографии довольно известных людей.
Например, ниже скан страницы с образцами:


В первый фантазийный документ вклеено фото В.К.Триандафиллова (https://photo-collector.livejournal.com/33844.html).
Во второй - Героя Советского Союза за Халхин-Гол полковника Г.М.Михайлова.
Мне самому попадался в интернете документ из этой серии с фотографией будущего генерал-майора танковых войск В.И.Полозкова, но сейчас не нашел в закромах изображение.

UPD 22.09.21
Нашел это удостоверение с фото Полозкова


.
.

Трофейные немецкие пушки в Советской армии

Оказывается, использование трофейных немецких артиллерийских орудий в СА после войны было довольно распространено. Иначе чем еще объяснить, что вот уже второй снимок приходит на ту же тему... Первый тут - https://photo-collector.livejournal.com/13033.html


.
.

Ошибки атрибутирования фотографий

К сожалению, во многих, даже очень солидных трудах встречаются ошибки атрибутирования лиц, изображенных на фото. Даже в любимой и очень мною уважаемой униформе ВВС. Возможно со временем кто-нибудь обнаружит что-то подобное и в "Сталинских танкистах".
Я, к слову, один такой косяк отловил в последний момент перед окончанием верстки. Оказалось, что в танковых войсках Красной Армии было два полковника с идентичными фио - Симонов Николай Иванович. И я поставил вместо одного фотографию другого, вот был бы позор.
Нашел ошибку в книге Воронова и Шишкина по униформе НКВД, а она непосредственно сталинских танкистов касается.



Подписано, как парад на Красной площади 7 ноября 1934 г. и перечислены изображенные, в том числе некий Г.Е.Прокофьев. В то время как на снимке изображен начальник АБТУ РККА Халепский Иннокентий Андреевич.
.
.